Классификация шин
Публикации - Справочная информация

Шины условно классифицируют на несколько категорий: по конструкции – камерные и бескамерные, по конструкции корда в каркасе шины – диагональные и радиальные, по сезонности использования – зимние, летние и всесезонные; по типу рисунка протектора – дорожные, универсальные, зимние, внедорожные.

Классификация шин 
Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, надеваемой на обод. Шины такой конструкции практически вышли из эксплуатации, поскольку были вытеснены более технологичными, долговечными и надежными бескамерными шинами.

Бескамерные шины, как следует из определения, не имеют камеры во внутренней полости покрышки. Бескамерные шины отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя поверх каркаса шины. Бескамерные шины имеют меньшую массу по сравнению с камерными, обеспечивают повышенный уровень безопасности (при проколе воздух утекает из шины только в месте прокола), но при этом бескамерные шины требуют квалифицированного монтажа и могут использоваться только с колесными дисками, имеющими обод специального профиля.

Диагональные шины имеют каркас, в котором нити корда и брекера в смежных слоях перекрещиваются под углом. Количество слоев определяет грузоподъемность шины. Диагональные шины для легковых автомобилей имеют от двух до шести слоев корда, диагональные шины для грузовых автомобилей имеют 6-8 слоев корда. Диагональные шины сравнительно дешевы и отличаются жесткой боковиной, поэтому они применимы для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием.

Радиальные шины имеют конструкцию корда, при которой нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу.  Радиальное расположение слоев корда снижает напряжение в его нитях, что позволяет уменьшить число слоев корда в каркасе. Поэтому радиальные шины имеют меньшую массу, меньше нагреваются, обеспечивают лучшее, по сравнению с диагональными, сцепление с покрытием дороги, но при этом отличаются низким сопротивлением качению.

Конструкция шины
Современные автомобильные шины имеют сложную конструкцию и состоят из нескольких конструктивных элементов и различных материалов. Современные шины – это высокотехнологичная часть автомобиля, обеспечивающая плавность хода, сцепление с дорогой, четко контролируемые разгон и торможение. Рисунки протекторов современных шин разрабатываются с использованием компьютерного моделирования, поэтому для каждого типа дорожных условий существуют наиболее подходящие шины.

Основными частями конструкции шины являются:

Каркас – это силовая основа шины. Каркас изготавливается из прорезиненных нитей корда, набранных вместе и образующих слои. В конструкции диагональной шины эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности шины. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей окружности шины.

Брекер – внутренняя часть шины, состоящая из обрезиненных слоев металлического или текстильного корда и расположенная между протектором и каркасом. В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины. Брекер служит для амортизации толчков и ударов беговой частью шины.

Протектор - наружная резиновая часть шины с рельефным рисунком, непосредственно контактирующая с дорожным покрытием. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас от повреждений. Протектор шины состоит из рельефного рисунка и подканавочного слоя. Рисунок рельефной части протектора определяет приспособленность шины для использования в различных дорожных условиях. По типу протектора шины делятся на основные группы: дорожные, унивресальные, зимние, повышенной проходимости.

Борта – это  жёсткая часть шины, обеспечивающая её крепление на ободе колеса. Борта автошины состоят из одного или нескольких проволочных колец, закрепленных слоями корда.

Боковина – это боковая резиновая часть шины, предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений.

Маркировка шин
Главным параметром шины, определяющим возможность ее использования на конкретном автомобиле, является размерность шины.

Европейская маркировка шин
Для радиальных шин, которых сейчас в продаже абсолютное большинство, размерность шины описывается шириной профиля  (расстояние между боковинами), внутренним диаметром, соответствующим диаметру обода колеса и внешним диаметром шины. В маркировке размеры обозначаются числовым выражением вида ААА /ВВ R СС, где:

- ААА – ширина профиля в мм;
- ВВ – отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах;
- R – указание на класс шины (R – радиальная);
- СС – внутренний (посадочный) диаметр в дюймах.

Американская маркировка шин
У американских производителей автомоильных шин исторически сложились два типа маркировки.

Первый тип напоминает европейскую маркировку шин, только перед типоразмером ставятся буквы «P» (Passanger — для легкового автомобиля) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P AAA/BB R CC или LT AAA/BB R CC,

где "P" и "LT" - применимость шины по типу автомобиля,
ААА - ширина профиля в мм,
ВВ - высота профиля шины в процентах от ширины профиля,
R - указание на тип шины - радиальная,
СС - посадочный диаметр в дюймах.

Второй тип маркировки принципиально отличается от европейской. В нем для обозначения размера шины используется внешний диаметр шины в дюймах, как основной показатель. Это удобно для внедорожников, процент которых в Америке достаточно высок.

Например: ААхВВ R СС

АА — внешний диаметр шины в дюймах.
ВВ — ширина шины в дюймах.
R — шина радиальной конструкции.
СС — посадочный диаметр шины в дюймах.

Второй важный критерий выбора шин – это сезонность. Современные шины, благодаря использованию различных сортов резины, различных типов рисунка протектора, обеспечивают устойчивость автомобиля в самых разных дорожных условиях.

Олег Фирсов

Продолжение следует >>>

Обновлено ( 25.02.2011 12:53 )
 
gototop